Оставьте свои контакты и мы свяжемся с вами
Ваши данные в безопасности
Преактум
Как выбрать метрики
на ЗАВОДЕ

Что такое ЗАВОД, метрики и как их выбрать?
В этой статье мы расскажем обо всем и по порядку. Даже если ты в курсе всех новостей, ты найдешь для себя полезную информацию.
Что такое ЗАВОД?
ЗАВОД - это 6-ти недельная программа по развитию ТВОИХ предпринимательских навыков.
На нем:

  • работают (прям ух, как работают) над своими проектами

  • проходят образовательный курс, внутри которого 13 практиков рассказывают об анализе продукта и конкурентов, как рассчитать объем рынка, продажах, маркетинге и о других внутренностях проекта

  • выполняют еженедельные задания, получают поддержку от кураторов и фиксируют показатели своего проекта (а об этом мы сейчас и расскажем, кстати)

  • в конце получают обратную связь от экспертов Сколково, Сертификат о прохождении и возможность выиграть грант на Кубке Преактум

Помимо этого, все, кто прошел ЗАВОД, попадают в базу наших партнеров-работодателей, которые ищут молодых сотрудников с опытом собственного проекта.

Итак, ты запустил ЗАВОД, и первое, что тебе предстоит сделать - это выбрать метрики и зафиксировать текущие и плановые показатели по каждой из них. На это дается 24 часа.
Не пугайся, этого времени вполне достаточно для постановки цели. Обсуди со своей командой, на каких показателях вы будете концентрироваться на ЗАВОДЕ, что для вашего проекта более приоритетно.
Что такое метрики?
Метрики - это количественные показатели твоего проекта, которые позволяют оценить результативность работы и работоспособность бизнес-модели.

Метрики нужны, чтобы сфокусировать твое внимание на показателях проекта и мотивировать тебя в течение 6 недель совершать только те действия, которые принесут измеримую пользу. Рост метрик означает, что ты совершаешь правильные действия и идешь в верном направлении.

На ЗАВОДЕ есть два вида метрик: финансовые и нефинансовые.
Финансовые: выручка и предзаказы.
Нефинансовые: количество пользователей и количество проверенных гипотез.

В разделе выбора метрик и фиксирования показателей тебе нужно выбрать одну финансовую и нефинансовую метрики. Вписать данные выбранных метрик на текущий момент и поставить цель, которую ты планируешь достигнуть через 6 недель прохождения ЗАВОДА.
Подробно о каждой метрике
Финансовые метрики
Выручка - это денежные средства, поступившие в счет оплаты продукта или услуги до вычета себестоимости. Проще говоря, выручка - это количество денег, которое вам поступило от клиентов без вычета ваших затрат на создание и продажу продукта.
Кому стоит выбрать эту метрику?
Выбирай эту метрику, если у тебя готов продукт, ты его продаешь или планируешь это сделать в ближайший месяц.
Как правильно фиксировать выручку?
Если тебе удалось продать продукт, запиши общее количество заработанных за неделю денег в поле метрики. В еженедельном посте опиши, как ты совершил продажу, кто был покупателем и почему он решил купить именно у тебя.
Пример подсчета и фиксации выручки.

На момент начала Завода у вас было 25 тысяч рублей выручки.

К концу Завода вы планируете увеличить совокупную выручку проекта за все время до 50 тысяч рублей.

Начиная с первой недели, вы вписываете, сколько вы заработали именно за одну неделю. Платформа автоматически складывает значения и прибавляет их к предыдущим результатам.

1 неделя - вписываем 0 тысяч рублей, итого все еще 25 тысяч рублей.

2 неделя - вписываем 5 тысяч рублей, итого 30 тысяч рублей.

3 неделя - вписываем 10 тысяч рублей, итого 40 тысяч рублей.

4 неделя - вписываем 0 тысяч рублей, итого все еще 40 тысяч рублей.

5 неделя - вписываем 20 тысяч рублей, итого 60 тысяч рублей.
ВАЖНО!

- Нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО фиксировать показатели КАЖДУЮ неделю. Это может делать любой участник команды проекта. Если этого не сделать, то ЗАВОД будет считаться проваленным и вам придется начать заново.

- Надо писать только реальные показатели, которых удалось достичь, а не гипотетические.
Предварительные заказы
Предзаказы (предварительные заказы) - оформленный заказ, на продукт или услугу, которые в настоящий момент готовятся к производству или доставке. Предварительный заказ позволяет подтвердить спрос на продукт и подготовиться к производству.

Помни, что, если клиент говорит тебе: "Да, мы купим" - это не предзаказ. Подписанный договор или предоплата - это предзаказ.
Кому стоит выбрать эту метрику?
Выбирай эту метрику, если ты пока разрабатываешь продукт, либо он не продается массово (например, техническая/научная разработка), либо сделка заключается долго (например, поставка оптовой партии или сложный консалтерский проект).
Как правильно фиксировать предзаказы?
Если ты получил предзаказы, запиши их общее количество предзаказов именно за эту неделю в поле метрики. В еженедельном посте опиши, как ты получил предзаказ, кто был покупателем, почему он решил купить именно у тебя. Обязательно укажи, в какой форме ты получил предзаказ (подписал договор, получил предоплату или соглашение о намерениях).
Пример подсчета и фиксации предзаказов.

На момент начала Завода у вас не было предзаказов.

К концу Завода вы планируете получить 10 предзаказов на ваш продукт.

Начиная с первой недели, вы вписываете, сколько предзаказов вы получили именно за эту неделю. Платформа автоматически складывает значения и прибавляет их к предыдущим результатам.

1 неделя - вписываем 0 предзаказов, итого все еще 0.

2 неделя - вписываем 1 предзаказ, итого 1 предзаказ.

3 неделя - вписываем 4 предзаказ, итого 5 предзаказов.

4 неделя
- вписываем 0 предзаказов, итого все еще 5.

5 неделя - вписываем 1 предзаказ, итого 6 предзаказов.

ВАЖНО!

- Нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО фиксировать показатели КАЖДУЮ неделю. Это может делать любой участник команды проекта. Если этого не сделать, то ЗАВОД будет считаться проваленным и вам придется начать заново.

- Надо писать только реальные показатели, которых удалось достичь, а не гипотетические.
Нефинансовые метрики

Пользователи/участники
Пользователи/участники - пользователи платформы, подписчики в социальных сетях, участники ваших мероприятий, и просто юзеры вашего продукта.
Кому стоит выбрать эту метрику?

Выбирай эту метрику, если твой продукт напрямую связан с количеством пользователей/участников.



Как правильно фиксировать количество пользователей?
Впиши количество именно новых пользователей, появившихся именно на этой неделе в поле метрики. В еженедельном посте опиши, какие действия были эффективными, как удалось достигнуть этого показателя. Укажи, как можно удостовериться в этом количестве.
Пример подсчета и фиксации количества пользователей.

На момент начала Завода у вас было 250 подписчиков в группе VK.

К концу Завода вы планируете вырастить этот показатель до 1200.

Начиная с первой недели, вы вписываете, сколько новых подписчиков вы получили именно за эту неделю. Платформа автоматически складывает значения и прибавляет их к предыдущим результатам.

1 неделя - вписываем 50 подписчиков, итого 300 подписчиков.

2 неделя - вписываем 200 подписчиков, итого 500 подписчиков.

3 неделя - вписываем 100 подписчиков, итого 600 подписчиков.

4 неделя - вписываем 0 подписчиков, итого все еще 600 подписчиков.

5 неделя - вписываем 500 подписчиков, итого 1100 подписчиков.
ВАЖНО!

- Нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО фиксировать показатели КАЖДУЮ неделю. Это может делать любой участник команды проекта. Если этого не сделать, то ЗАВОД будет считаться проваленным и вам придется начать заново.

- Надо писать только реальные показатели, которых удалось достичь, а не гипотетические.
Гипотезы
Что такое гипотеза?

Гипотеза - это предположение о продукте/клиенте/технологии/продажах, пока что не доказанное и не подтвержденное.

Если у вас было что-то типа: "О, а давайте вот так сделаем, точно прокатит!", а потом не прокатило, то проверка гипотез - это для вас.

Проверка гипотез - один из главных инструментов предпринимателя. При принятии решений важно руководствоваться не только собственным мнением/ощущением, но и фактами. Гипотеза становится фактом, когда подтверждается цифрами.

Зачем проверять гипотезы?
Гипотезы важно проверять, чтобы не тратить время и деньги на то, что будет неэффективным. Это может касаться как первоначальной гипотезы "3 из 5 представителей нашей целевой аудитории готовы купить наш продукт за N рублей", так и отдельных ее частей "Если покрасить шрифт на сайте в красный цвет, то конверсия в покупку вырастет на 15%".
Как сформулировать гипотезу?

Используйте для этого SMART-методологию.

Specific. Гипотеза должна быть конкретной. Четко сформулируйте, зачем вы проверяете эту гипотезу, на какой показатель это может повлиять и какие действия вы предпримите в случае ее подтверждения/опровержения.

Measurable. Гипотеза должна быть измеримой. Как мы можем измерить результат? Проверка гипотезы должна влиять на какую-то важную метрику продукта.
Например: количество продаж, объем выручки, показатели конверсии, количество предзаказов, индекс удовлетворенности клиентов.

Attainable. Гипотеза должна быть достижима. Нет смысла проверять гипотезу, на которую заведомо не хватит времени или ресурсов.
Например: мышонок Брейн всегда выдвигал гипотезы по захвату мира, но ему всегда чего-то не хватало. Иди Брейн маленькими итеративными шажками, возможно у мира был бы новый правитель.

Relevant. Гипотеза должна относиться к вашему бизнесу, вести к его цели.
Например: заниматься производством рэперского мерча и при этом тестировать новый канал продаж на панках - заведомо плохая идея.

Time-bound. Гипотеза должна иметь ограничение по времени. Хороший темп - это 1, максимум 2 гипотезы в неделю.

Как проверить гипотезу?
Используйте для этого методологию HADI-цикла.

  • Hypothesis. Сформулируйте гипотезу и проверьте ее по SMART.
  • Action. Определите ряд действий для проверки. Сделайте эти действия.
  • Data. Соберите данные по метрике, которую вы проверяли.
  • Insight. Проанализируйте эти данные и сделайте выводы: подтвердилась гипотеза или нет? Сформулируйте новую гипотезу.

Кому стоит выбрать эту метрику?
Выбирай эту метрику, если пока что не подтвердил наличие спроса на продукт или если активно тестируешь новые идеи. Метрика также подойдет тем, кто уже добился первых продаж и теперь ищет лайфхаки, чтобы увеличить выручку, а самое главное, готов их регулярно проверять.
Как правильно фиксировать количество гипотез?
Впиши количество проверенных гипотез именно на этой неделе в поле метрики. В еженедельном посте опиши, в чем заключалась гипотеза, как ты ее проверял, какие данные ты получил и какой вывод сделал. Не важно, подтвердилась гипотеза или нет - главное, что ты ее проверил.
Пример подсчета и фиксации проверенных гипотез.
На момент начала Завода у вас было 3 проверенных гипотезы.

К концу Завода вы планируете проверить еще 6 (итого 9).

Начиная с первой недели, вы вписываете, сколько гипотез вам удалось проверить именно на этой неделе. Платформа автоматически складывает значения и прибавляет их к предыдущим результатам.

1 неделя - вписываем 0 проверенных гипотез, итого все еще 3 проверенные гипотезы.

2 неделя - вписываем 1 проверенная гипотеза, итого 4 проверенные гипотезы.

3 неделя - вписываем 2 проверенные гипотезы, итого 6 проверенные гипотезы.

4 неделя - вписываем 0 проверенных гипотез, итого все еще 6 проверенных гипотез.

5 неделя - вписываем 1 проверенная гипотеза, итого 7 проверенных гипотез.

ВАЖНО!

- Нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО фиксировать показатели КАЖДУЮ неделю. Это может делать любой участник команды проекта. Если этого не сделать, то ЗАВОД будет считаться проваленным и вам придется начать заново.

- Надо писать только реальные показатели, которых удалось достичь, а не гипотетические.
Что такое качественное состояние?
Затем, на этой же странице, тебе нужно описать, что у тебя сейчас происходит в проекте: что уже успели сделать, какая команда сформировалась, какие ресурсы смогли найти, есть ли прототип или MVP. Во втором окне нужно описать предполагаемый результат через 6 недель. Умение прогнозировать будущее и планировать работу - одни из главных навыков предпринимателей.

На протяжении Завода ты будешь писать еженедельные посты о проделанной работе, чтобы отслеживать результат. В самом конце напишешь, к какому состоянию проекта удалось прийти.

Например:

  • Текущее состояние - "Мы придумали идею и провели пару опросов. Также уже сделали прототип продукта, который показываем потенциальным клиентам".

  • Планируемое - "Через 6 недель хотим иметь готовый сайт для продажи продукта и достичь первых продаж".

Заполнили. Сохранили. Ура! Первая неделя ЗАВОДА началась.
Что нужно делать внутри ЗАВОДА?
Выбраны метрики и поставлены цели. Теперь тебе предстоит путь в 6 недель, чтобы достичь или даже превзойти запланированные результаты.

Для этого каждую неделю нужно работать над проектом и стремиться улучшить показатели. На самой платформе необходимо выполнять еженедельные задания, писать посты-рефлексии о работе за неделю , а также фиксировать показатели метрик проекта за текущую неделю.

Прогресс твоего проекта будет виден на графике с метриками.

Серым - план, который ты наметил в самом начале. Красное - факт, который меняется от недели к недели.

Надеемся, что теперь ты точно разбираешься в метриках и показателях.
Если не уверен, прочти еще раз… ну и еще раз. Все равно непонятно? - пиши нам в личку группы и мы тебе поможем.